«Обеспечьте разработку концепции имущественного страхования рисков при осуществлении всех финансируемых за счет федерального бюджета запусков, летных испытаний и орбитальной эксплуатации космических аппаратов, обратив особое внимание на вопрос экономической оценки возможных финансовых потерь в случае их утраты, частичной утраты или повреждения, а также в случае невыведения космического аппарата на заданную орбиту», – сказано в поручении Владимира Путина (текст есть у АСН).

По оценкам Российской ассоциации авиакосмических страховщиков (РААКС), представленных контрольному управлению президента РФ, ущерб от незастрахованных запусков спутников за несколько лет превысил 20 млрд р. (копия письма РААКС также есть у АСН). Например, не были застрахованы аварийные запуски РН «Рокот» с КА «Гео-ИК-2» (февраль 2011 г.), РН «Союз» с КА «Прогресс М-12М» (август 2011 г.), РН «Союз-2» с КА «Меридиан» (декабрь 2011 г.), РН «Протон» с КА «Глонасс» (июль 2013 г.).

«Основные причины космических аварий последнего периода – это человеческий фактор и недостатки контроля производства космической техники, ошибки при сборке агрегатов космической техники, недостаточный объем заводских испытаний», – полагает вице-президент РААКС Павел Шутов. Первый заместитель председателя правления страховой компании «СОГАЗ» Николай Галушин в числе причин называет также ошибки в математическом программном обеспечении, проблемы с разгонным блоком, качество компонетной базы.

Как следует из письма РААКС, ассоциация предлагает страховать:

Таким образом, общий объем рынка составляет 1,3–3,3 млрд р. в год.

Мнения страховщиков о том, должно ли страхование космических аппаратов быть добровольным или обязательным, разделились.

«Такие виды, как страхование ответственности перед другими лицами, страхование стартовых комплексов, страхование персонала космодрома полезно обеспечивать в качестве обязательного страхования. Кроме того, целесообразно ввести обязательность для самых рисковых этапов реализации космических проектов: запуск, летные испытания и летная эксплуатация космической техники», – полагает Павел Шутов.

«Анализ международного опыта показывает, что в мире обязательным условием при осуществлении запусков ракет-носителей во всех странах является страхование ответственности перед третьими лицами», – отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

По мнению Николая Галушина, слишком сильно регламентировать страхование космических рисков не нужно, это достаточно было бы сделать на уровне постановления правительства. Кроме того, регулировать тарифы на этом рынке, как это делается в обязательном страховании, не удастся, поскольку при их определении страховщики ориентируются на перестраховщиков и текущую конъюнктуру страхового рынка.

«Вот уж чего не стоит делать, так пытаться организовать космическое страхование по принципам таких обязательных видов страхования, как ОПО или ОСАГО. Это просто невозможно, так как тарифы меняются от запуска к запуску, точнее от убытка к убытку», – считает исполнительный директор департамента по работе с предприятиями гражданской авиации и авиационно-космической промышленности «АльфаСтрахования» Дмитрий Рынкевич.